Алупкинский дворец графа Михаила Воронцова

 

Алупкинский дворец графа Михаила Воронцова

Воронцовский дворец в Алупке

Алупкинский Дворец-музей - уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века. Дворец гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Протяжённые линии фасада напоминают контуры горы Ай-Петри, а зубчатые стены и башни - один из живописных коричнево-синеватых отрогов огромного горного массива. Если же посмотреть в сторону моря, то мы увидим, что формы террас подчёркиваются акваторией моря. Поистине, фантастическое слияние архитектурных форм с природой вызывает ощущение присутствия в центре Вселенной.

Строительство Воронцовского дворца

Строительство Воронцовского дворца, фото с сайта журналкрым.рф

Строительство дворца и прилегающего к нему парка обошлось его бывшему владельцу графу Михаилу Семёновичу Воронцову в миллионы рублей, которые он "делал" из своих беспощадно эксплуатируемых крепостных крестьян. Великолепные здания возводились и богато украшались каменщиками из графских усадеб Московской и Владимирской губерний, искусными столярами и лепщиками из города Мошны Киевской области и другими мастерами, прибывшими из разных уголков Российской Империи. Работа заняла двадцать лет, с 1828 по 1848 год. Крепостные ремесленники выпиливали элегантные башенки, мерлоны, ажурные арки и другие украшения экстерьера из местного зеленовато-серого камня диабаза, который был чрезвычайно сложен для ручной обработки из-за своей невероятной твёрдости.

Эдвард Блор Михаил Семёнович Воронцов
Эдвард Блор Михаил Семёнович Воронцов

Известный английский архитектор Эдвард Блор (1787-1879) спроектировал Дворец как сочетание массивных готических замков и изящных восточных сооружений, отличавшихся искусно выполненными архитектурными деталями сложных форм. Сходство, свойственное средневековым замкам, придают круглые ассиметричные башенки с зубцами-мерлонами Западного фасада, высокие стены с прорезями окон, многочисленные шпили и своеобразно расположенные дымоходы. Элементы английского готического стиля - крытые переходы, стальной пешеходный мост и резные стены - также ярко проявляются в узком проходе, отделяющем Дом графа Шувалова от бытовых помещений.

Проход во дворец

Северный фасад содержит элементы различных архитектурных стилей. Прямоугольные башни с четырёхгранными куполами по бокам центрального здания имеют признаки, близкие к Восточной архитектуре. Однако весь фасад с большими боковыми окнами типичен для английской архитектуры XVI века.

Северный фасад Алупкинского дворца

Северный фасад Алупкинского дворца

Северный фасад Алупкинского дворца

Южный фасад центрального здания украшает монументальный портал в форме бухты с рифлёными арками. Внутренняя часть портала украшена богатой лепниной и кессонами с широким фризом, в котором арабская поговорка "И нет победителя, кроме Аллаха" повторяется шесть раз. Такие изречения часто использовались для декоративных целей в мусульманском искусстве. Именно такое сочетание взаимодополняющих архитектурных стилей придаёт дворцу облик прекрасного единого целого.

Южный вход дворца

Южный вход дворца

Внешний вид Дворца неотделим от внутреннего убранства главных залов, в которых сегодня размещается Алупкинский музей. Несмотря на большое количество стилей, каждая деталь придаёт помещению особый шарм. Прихожая, столовая и бильярдная отделаны в основном тёмным дубом. Настенные панно с наложенным готическим орнаментом сочетаются с резными деревянными потолками, которые напоминают каменные готические своды. Стены и потолок Голубой гостиной украшены причудливым белым лепным узором переплетающихся стеблей, листьев и цветов растений на пастельно-голубом фоне.

Голубая гостиная

Голубая гостиная

Оригинален интерьер Китайского кабинета: его высокие дубовые панели стен покрыты резной резьбой в стиле итальянского Ренессанса с некоторыми готическими элементами. Китайские соломенные коврики на стенах расшиты цветочно-фруктовыми узорами из шёлка и бисера. Искусная лепнина растительного орнамента на потолке комнаты имитирует резьбу по дереву.

Стены Ситцевой приёмной обиты ситцевой тканью тёплого тона из Франции, а Главный кабинет князя и Вестибюль оклеены английскими обоями. Два великолепных ковра привлекают внимание гостей в Парадном вестибюле. Это работа мастера Ага Бозорха из Персидского города Решт в старинной технике, ныне утраченной. Особый интерес представляют камины в основных помещениях. Они, также, как притолоки и каминные полки, часто имеют особую форму и украшены различными видами камня.

Интерьеры Воронцовского дворца

Во Дворце находится богатая коллекция роскошной мебели, выполненной русскими и западноевропейскими мастерами разных школ конца XVIII и начала XIX века. Мастера изготовления кабинетной мебели использовали ценные породы древесины, инкрустируя изделия металлическими элементами с изысканной резьбой, панцирем черепахи, перламутром и слоновой костью. В Главном кабинете внимание посетителей привлекает старинный книжный шкаф из чёрного дерева с металлической и черепаховой вставкой. Техника изготовления и оформления типична для стиля буль, названного так в честь французского мастера начала XVIII века Андре Шарля Буля, который в частности разработал изысканную методику инкрустации художественной мебели - технику маркетри ("деревянная мозаика"). Поздний русский классицизм представлен, в частности, Голубой гостиной, выполненной в 20-30-х годах XIX века: белые фигуры с позолоченными вставками украшены орнаментальными узорами в виде пальмовых листьев, колосьев пшеницы и виноградных лоз.

Мебель в главных комнатах гармонирует с многочисленными изделиями прикладного искусства - хрустальными люстрами, настенными светильниками, канделябрами, вазами, часами, статуэтками и т.д.

Полотна, в частности голландских, фламандских, итальянских и французских художников XVI-XVIII веков, были обычной модой во дворцах того времени. В настоящее время в музее представлены картины мастеров живописи Каспара Нетшера, Питера Снайерса, Уильяма Хогарта, Франса Пурбуса Старшего, Карло Маратти, Юбера Робера, и это лишь некоторые из них.   В залах Дворца-музея представлена экспозиция русских и украинских живописцев XVIII-начала XX веков: портреты Владимира Боровиковского, Дмитрия Левицкого, Ивана Крамского, Александра Мурашко, жанровые произведения Константина Трутовского, Григория Мясоедова, Николая Касаткина, Николая Пимоненко, морские пейзажи Ивана Константиновича Айвазовского, пейзажи Сергея Васильковского, Исаака Ильича Левитана и других. Один из портретов - портрет юного Александра Романовича Воронцова выполнен крепостным мастером Иваном Кузьминым.

В коллекцию картин Алупкинского музея также входят полотна советских художников Михаила Божия, Иосипа Бокшая, Витольда Бялыницкого-Бирули, Сергея Васильевича Герасимова, Игоря Грабаря, Александра Васильевича Куприна, Николая Ромадина и других. Эти и другие картины экспонируются в Центральном здании и Доме Шувалова.

Узкий коридор и широкая лестница ведут из центрального здания в здание библиотеки. В настоящее время библиотечный фонд содержит часть книжной коллекции графа Воронцова и широкий выбор периодических изданий конца XIX - начала XX веков. Здание библиотеки находится прямо над выставочным залом, где советские и современные художники регулярно выставляют свои работы.

"Девочка" Квинтилиана Корбеллини

"Девочка" Квинтилиана Корбеллини

Начиная с эпохи Екатерины зимний сад становится обязательным дополнением любого дворцового комплекса. Алупкинский не стал исключением, и здесь был создан прекрасный сад в галерее дворца (где сперва по проекту Блора планировали устроить бильярдную). Сегодня, как и полтора века назад, вокруг скульптур из белого мрамора растут экзотические растения. Здесь можно увидеть копии древнегреческих статуй: "Аполлон Бельведерский", "Купающаяся Афродита", "Муза астрономии Урания", а также скульптуру "Девочка" итальянского скульптора Квинтилиана Корбеллини (первая половина XIX века), оригинальную  работу "Первые шаги" Лорана Оноре Маркеста и другие. У стеклянной стены располагается вереница бюстов, где на самом почётном месте, конечно, установлен бюст Екатерины II немецкого мастера Иоганна Эстеррейха (по мнению специалистов образ императрицы здесь более реалистичен, чем у Ф.С. Рокотова).

Парк в Алупке

Парк в Алупке

Дворец окружает живописный парк общей площадью около 100 гектаров. Он изобилует как местными видами деревьев и кустарников, так и экзотическими, которые пришли в Крым в основном из Средиземноморья, а также из Передней Азии, Китая и американских субтропиков. Парк был разбит крепостными крестьянами под руководством немецкого садовника Карла Кебаха. Великолепный Верхний парк, задуманный в английском ландшафтном стиле, завораживает глаз своими просторными зелёными полянами, где сосны, кипарисы и могучие кедры растут словно на опушке леса. Его чистые пруды, где плавают лебеди и декоративные рыбы, таинственные гроты с огромными нависающими утёсами из диабаза, небольшие, но очень живописные водопады - настоящий рай на земле. Так называемый Большой Хаос, естественная агломерация массивных скал, находится в северной части Верхнего парка.

Большой Хаос

Большой Хаос

Разбитый как обычный итальянский парк, Нижний парк простирается от дворца вниз до побережья Чёрного моря. Необычайно живописны аллеи с огромными платанами, кедрами, кипарисами, дубами, ягодным тисом, магнолиями и лавром. Здесь же растёт и гигантская секвойя. Но самым удивительным деревом, пожалуй, можно назвать чилийскую (южноамериканскую) араукарию - хвойное растение с жёсткими, колючими тёмно-зелеными листьями. Это единственный очень редкий экземпляр в парке (и, говорят, во всём Крыму)!

Чилийская араукария

Чилийская араукария

Павильон с дорическими колоннами расположен на одной из террас Нижнего парка - это Чайный домик, построенный в начале 30-х годов XIX века. На ещё одной широкой террасе, примыкающей ко дворцу с юга, установлены каменные парапеты с вазами на них и восточные куполообразные фонтаны. К главному входу во дворец ведёт широкая каменная лестница. По обе стороны лестницы расположены шесть фигур львов, выполненных из белого мрамора. "Спящий Лев" - самая совершенная в исполнении скульптура мастера Винченцо Боннани, а ученики скульптора создали другие фигуры пробуждающихся и бдительных львов. Пожалуй, "львиная" терраса и южный вход - это сама визитная карточка дворца.

Спящий лев

Спящий лев

Конечно же, кинематографисты не могли обойти стороной столь живописное место. В Алупкинском дворце и парке снималось несколько художественных фильмов, ставших нашей классикой. В 1964 году здесь снималась первая версия фильма по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (второй фильм снимали в 1978 году, роли в нём сыграли Александр Абдулов, Евгения Симонова, Олег Янковский, Евгений Леонов, Андрей Миронов и другие), в 1976-ом – музыкальную комедию «Небесные ласточки», в 1978-ом – несколько сюжетов замечательного фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра», в 1986-ом – сказку для детей «Приключения пана Кляксы», в 2003-ем - мюзикл «Безумный день или Женитьба Фигаро», а в 2008-ом - эротический художественный фильм «Сафо» (киностудия «Ялта-Фильм»), где крымские пейзажи изображали Грецию, а домом главных героев был как раз Воронцовский дворец…

"Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец."


Великий поэт, наш любимый, Александр Сергеевич Пушкин, вероятно, оказался несправедлив. На самом деле Михаил Воронцов был образованным человеком, мужественным солдатом, блестящим полководцем, просвещённым чиновником и мудрым политиком.

Пушкин в Гурзуфе

Пушкин в Гурзуфе

Ежегодно Алупкинский музейный комплекс посещают более 700 тысяч гостей со всех уголков нашей страны и из-за рубежа. Они приезжают полюбоваться оригинальной архитектурой дворца, а также великолепным парком. Красота, созданная талантом и трудом народных мастеров, продолжает жить для будущих поколений.

В период проведения Ялтинской конференции (1945 г.) Воронцовский дворец стал резиденцией английского премьер-министра У. Черчилля. Сэр Уинстон делил дворец со своей дочерью Сарой и большинством членов английской делегации. Ялтинская конференция проходила в основном в Ливадийском Дворце, но предварительные обсуждения вопросов, которые должны были быть вынесены на повестку дня, проводились на встречах министров иностранных дел, которые проходили поочередно в местах размещения каждой делегации. Дважды (8 и 10 февраля) эти встречи собирались в Главном обеденном зале Алупкинского дворца. Именно здесь 8 февраля 1945 года, чтобы окончательно определилось количество стран-участниц Учредительной конференции Организации Объединенных Наций, было определено время и место её созыва.

Текст: Сергей Царапора, частный гид. Ялта-Севастополь, 2010 г;
с дополнениями С. Новожилова – 2018 г.

Адрес:  г.Алупка, Дворцовое шоссе, 18 .
GPS-координаты: 44.419935, 34.055864.

 

Ещё отели в Алупке